12 декабря в
МИФ - Музей Истории Фотографии | Брянск состоялось открытие фотовыставки Леонида Свердлова «ЧЕЛОВЕК В ЭПОХЕ. ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ».
«Хочется сделать совершенно невероятные фото, каких ещё не было раньше, чтобы это была сама жизнь, самая настоящая. Чтобы фотографии были просты и сложны одновременно, чтобы они удивляли и поражали…» – эта мысль Александра Родченко была близка Леониду Михайловичу Свердлову и точно описывает его отношение к фотографии.
Свердлов Леонид Михайлович (1951–2016) – профессиональный фотограф, член Союза журналистов и Союза фотохудожников России, с 1988 года собкор ИТАР-ТАСС по Брянской и Орловской областям. Направления творчества: пейзаж, портрет, фотожурналистика, реклама, художественная фотография.
В основе этой выставки – его собственные слова и его путь. Он писал, что каждый творческий путь – это сумма впечатлений: детства, юношеских иллюзий, окружающей среды и неминуемого периода взросления и зрелости. Творческий путь, по его словам, не выдумывается – он складывается из множества моментов жизни, «которые не опустить, ни грубо выбросить не представляется возможным».
Его путь начинается с простого детского увлечения фотографией — кружок при Дворце культуры в Перми, первая публикация в областной газете, после которой он впервые серьёзно задумался о профессии.
В 1970 году Леонид Михайлович поступает на только что созданное отделение фотожурналистики МГУ. Затем следует армейская служба в Южной группе войск в Венгрии, где зарисовки солдатского быта и наблюдения за людьми постепенно превращаются в первые осознанные фоторепортажи.
После демобилизации в 1972 году он возвращается в Пермь: работает фотолаборантом, преподаёт технику фотографии. Спустя некоторое время вновь приезжает в Москву и продолжает обучение на факультете журналистики МГУ. Именно тогда начинается настоящая творческая жизнь. Он берётся за самые разные задания – от сотрудничества с журналом «Музыкальная жизнь» до фоторепортажей в «Правде». Газета «Водный транспорт» предложила ему место штатного фотокорреспондента, и с тех пор жизнь буквально «замелькала кадрами киноплёнки: командировки, лица, люди, новые города и веси…».
В 1978 году он уехал по линии ТАСС во Фрунзе, в агентство «КирТаг». Годы работы в Киргизии он называл особыми: степная ширь, табуны у подножия горных вершин, народ с многовековой самобытной культурой. Он много ездил, снимал жадно и с удовольствием, особенно дорожил репортажами об альпинистах, покорителях 5-тысячников Тянь-Шаня.
Затем был новый поворот – Забайкалье, Чита, суровые морозы, воины-пограничники, первопроходчики, горняки, строители Байкало-Амурской магистрали. Слова о «серебряных звеньях БАМа» и «золотой стыковке» для нынешнего поколения уже мало что значат, но тогда новости и фоторепортажи со «стройки века» занимали первые полосы центральных газет и агентств.
В середине 80-х наступило время серьёзных преобразований. Ломались привычные устои, менялась идеология целых поколений. Это непростое время совпало с его назначением в Брянск собкором ИТАР-ТАСС по Брянской и Орловской областям. Его фотоочерки становятся жёсткими и критическими: детская беспризорность, падение деторождаемости, деградация личности, пьянство и наркотики, вымирающие деревни, брошенные старики, глаза людей, пострадавших от Чернобыля. Он писал, что каждый такой репортаж отзывался в его сердце болью и горькой обидой за свою страну.
Многое из того, что представлено на выставке, близко и понятно его поколению. Для тех, кому сейчас двадцать, это уже история. Но он подчёркивал: без прошлого нет будущего. И если эти работы покажутся молодым зрителям интересными, «затронут за живое и заставят задуматься», – значит, цель достигнута.
Эта выставка – возможность увидеть путь фотографа, который прожил свою профессию честно и глубоко. И возможность ещё раз взглянуть на эпоху через тех, кто жил в ней – спокойно, тяжело, по-настоящему.
В экспозиции представлено около 80 работ, сделанных автором в 1970–90-е годы в Киргизии, Забайкалье, Брянской и Орловской областях.
ТАМ, ГДЕ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ.
Адрес: г. Брянск, бульвар Гагарина, 27.
6+